Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
06.06.2025

Что за прелесть эти сказки — каждая есть поэма! Как устроен мир в сказках Александра Пушкина?

06.06.2025

Пушкинский день ежегодно отмечают 6 июня — в день рождения великого русского писателя и поэта. Сказки Александра Сергеевича – это не просто волшебные истории для детей, а бесценные тексты русской литературы, в которых поэт достиг гармонии народного духа и авторского мастерства.

О богатстве языка, иносказательности, значении и типах сказок Александра Сергеевича Пушкина рассказала доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Анна Кузнецова.

Сказка – ложь, да в ней язык — из фольклора и из книг

Александр Пушкин использует в своих сказках новые для современной ему литературы фольклорные образы и языковые средства, при этом они не выглядят у поэта искусственными. О том, что русский литературный язык получает новый импульс в своем развитии после публикации сказок, свидетельствует хотя бы то, что многие фразы из них становятся крылатыми, причем носители русского языка зачастую могут не связывать эти выражения с авторством Пушкина.

«Белка песенки поет, Да орешки все грызет»;

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?»;

«Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок».

«Поэт объединяет просторечие, церковнославянизмы, архаизмы и элементы современного ему литературного языка, создавая стилистический синтез и изменяя язык. Александр Сергеевич использует исконно народную речь, обогащая, тем самым, лексический состав русского языка, а также реформирует синтаксис, ритмически обогащая его и приближая поэзию к живой речи», — рассказала Анна Кузнецова.

Самым важным признаком новаторства пушкинских сказок является их стихотворная форма. Хотя в пушкинскую эпоху многие писатели предпринимали попытки пересказать (и во многом пересоздать) фольклорные сказки, у Пушкина это получилось наиболее естественно и красиво. И сейчас, знакомясь с пушкинскими сказками в очень раннем возрасте, мы не замечаем вовсе того, что написаны эти сказки стихами, что как раз и свидетельствует о гармоничности поэтического языка.

Другим важным новым признаком литературной сказки стоит считать синтез различных фольклорных и литературных сюжетов, в том числе и принадлежащих другим культурам и литературным традициям.

Сказки Пушкина написаны так, что в них постоянно ощущается присутствие того, кто эту сказку «сказывает». Также волшебство пушкинского повествования заключается в яркой изобразительности, динамичности действия, в возможности даже без книжной иллюстрации наглядно представить место действия, портреты персонажей, волшебные предметы.

Как, например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!

 

Или в «Сказке о царе Салтане»:

 

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

 

Известный литературовед, текстолог, пушкинист Сергей Михайлович Бонди правомерно указывал на существование двух типов пушкинских сказок.

Первый тип – это сказки, в которых поэт перевоплощается в народного сказителя, стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха». Таковы «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке».

Второй тип – это сказки, в которых поэт становится рассказчиком, который использует ресурсы равномерного литературного стиха, употребляет литературные обороты и устойчивые поэтические формулы, но сохраняет при этом народные мотивы и образы. Таковы «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Русский дух велик, могуч, ну а сказка — к нему ключ

Пушкинские сказки любимы читателями разных возрастов именно потому, что они выражают национальные ценности и представления о том, как должен быть устроен мир. Это нерушимые правила верности своему слову, своей любви, своему долгу.

«Сказки Александра Сергеевича это не только занимательные сюжеты, в которых есть место волшебству и чуду, но это еще и философские, глубокие размышления о ценности человеческой жизни, о скоротечности времени, о вечном противостоянии добра и зла, о любви и ненависти, о счастье и горе, о том, что беда вполне преодолима, если добро будет с кулаками и несправедливость будет устранена, а вор, проходимец, клеветник и злодей должным образом наказан», поделилась Анна Кузнецова.

Нравственная ценность сказок заключается в том, что представление о приемлемом, допустимом и желаемом с точки зрения народной морали не потеряло своей актуальности. Поэт утверждает победу добра, право человека на счастье, которое добыто праведным путем, а не обманом, клеветой или грабежом.

Именно поэтому сказки Пушкина имеют литературную репутацию высокой классики, то есть сохраняют непреходящие ценности, вечные идеалы. Поэтому князь Гвидон возвращает своей оклеветанной матери доброе имя, поэтому царевна восстает из своего мертвого сна в хрустальном гробу, поэтому вздорная старуха, возмечтавшая стать владычицей морскою, оказывается у разбитого корыта.

Сказки Александра Пушкина, изначально адресованные взрослому читателю, содержат философские сентенции и народную мудрость, что позволяет понимать психологические мотивы поступков, принимать верные решения в различных жизненных ситуациях при опоре на нравственные идеалы.

«Образовательная ценность пушкинских сказок очень высока. И самым важным аспектом в этом отношении следует считать формирование эмоционального интеллекта, причем это касается не только детей и подростков, но и взрослых. Пушкинские сказки учат понимать чувства других, сопереживать им, анализировать свои эмоции, управлять ими. Безусловно, сказки Пушкина развивают воображение и фантазию, формируют эстетическое восприятие мира, благодаря которому человек обретает возможность видеть и замечать прекрасное. И, конечно, пушкинские сказки формируют культуру речи, способствуя интересу к чтению, к литературе, возможности четко формулировать свои мысли»,поделилась Анна Кузнецова.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина читают, перечитывают, заучивают наизусть, по ним ставят спектакли, снимают мультфильмы и фильмы. Они неотъемлемая часть нашей национальной идентичности, волшебный ключ, открывающий дверь в огромный и прекрасный мир русской поэзии и души.

«Что за прелесть эти сказки — каждая есть поэма!»

(А.С. Пушкин. Из письма брату Л.С. Пушкину из Михайловского в Петербург, ноябрь 1824 г.)

Автор текста: Мария Буланова
Ред: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78001

Дополнительные материалы по теме